Кутабы с тыквой, или О роли азербайджанского футбола в азербайджанском обществе
У каждого из нас есть привычки, но значит ли это, что каждый из нас – двуличен? А ведь наличие второй натуры (читай – природы) косвенно об этом говорит с точки зрения языка.
Что есть вторая натура азербайджанского футбола? Вы можете отнестись к моему вопросу критически, подумав: «как может существовать натура у того, чего нет?». Но это тоже вопрос, а в привычке человека эти вопросы задавать.
Азербайджанский футбол, конечно, есть. Иначе зачем бы работала футбольная ассоциация, футбольные клубы, для чего издавались бы футбольные газеты, журналы? Но насколько азербайджанский футбол интересен обществу, насколько велико его влияние? И не пора ли поменять свой вопрос на «Вошел ли азербайджанский футбол в привычку азербайджанского общества?».
Нет. К огромному сожалению, нет. Ведь что есть общество? Это не какой-то узкий круг избранных индивидуумов. Это мы с вами – учителя, журналисты, врачи, домохозяйки, актеры, политики. Не живет это общество футболом. Его редко обсуждают в Милли меджлисе и на кухне, о нем редко услышишь в магазине или автобусе, о нем с вами редко заговорит таксист или начальник.
Недавно один мой друг побывал в Италии, посетил Неаполь. Хотел лично убедиться в правоте Максима Горького, считавшего южную столицу Апеннин братом-близнецом Баку. То, что он увидел, напоминало сцену из голливудского фильма-катастрофы. Пустые и грязные улицы. Бродящие по ним парочки туристов, не понимающих в чем дело. И тут эту тишину разрезает крик, нет не крик – вопль! Официант одной из пиццерий, мимо которой проходил мой товарищ, испугал его спутницу не на шутку – она схватилась за друга обеими руками, а он – человек любопытный – первая реакция не испуг, а интерес. Оказалось, что кто-то из футболистов «Наполи» просто-напросто забил гол в рядовом матче чемпионата Италии.
После этого я прочитал статью одного известного российского журналиста о своем визите в Англию. По его мнению, футбол там настолько прочно вошел в жизнь англичан, что они перестали получать удовольствие от чего-то другого. Игра заменяет им все – даже национальную кухню, которой у англичан нет в принципе. На манчестерском «Олд Траффорд» проходят не только свадьбы, но и похороны.
Но азербайджанская кухня, в отличие от азербайджанского футбола, всегда будет пользоваться спросом и никуда эти традиции не денутся.
Ни «Тофик Бахрамов», ни «Шафа» никогда не станут местом торжеств или поминок.
Вы никогда не увидите Баку пустым, даже если ВСЕ столичные клубы отправятся играть в гости ко ВСЕМ региональным.
Но перед отборочным циклом каждого, абсолютно каждого, крупного турнира, мы с умным видом будем смотреть на доставшихся нам соперников и прогнозировать по 10-12 очков, получая в итоге жалкие шесть или того меньше, а болеть будем за сборную Турции (Италии, Англии и далее по списку).
Но перед стартом в еврокубках каждого из наших клубов мы будем уверены в обещаниях тренеров о том, что его команда будет биться до последней минуты, а болеть будем за «Фенербахче» («Ювентус», «МЮ» и далее по списку).
Но раз мы прогнозируем и верим, значит, футбол кое-как вошел в нашу жизнь. Именно «кое-как». Кое-как он в ней и пребывает, не требует повышенного внимания, но в случае неудач получает как надо. Он нам как пасынок, как падчерица. О, как Золушка! Жаль только, что на бал она попасть никак не может – вместо кареты у нее все еще тыква.
Или кутабы с тыквой. Они, в отличие от нашего футбола, итальянцам еще ту фору дадут.
