Липперт, Шекспир, эстафета
Бернхард Липперт, в официальном владении которого находится не только U-17, но и U-21, а фактически – весь юношеско-молодежный футбол страны, с более старшими футболистами ничего добиться не смог – «молодежка» как не могла победить, так и не побеждает. А вот с юношами у него получилось. Возникает вполне резонный вопрос: почему?
И, наверное, сам специалист ответил на него достаточно четко: «в Азербайджане много футбольных талантов». И, в большинстве своем, эти таланты на футбол не идут – находят более выгодное в плане перспективного прокармливания перспективной семьи занятие. Так было, во всяком случае, раньше, когда клубы не платили игрокам такие деньги, как сейчас. Но платят-то так не всем. А чтобы пробиться туда, к «избранным», надо биться, иногда голодать. Не все к этому готовы. Не все это понимают.
Вообще, детско-юношеский футбол – вещь очень тонкая. Я специально оставил за скобками молодежный – U-21 – это прямая дорога в сборную. А вот там во всяких U-15, 17, 19 дела совсем другие. Схема их совместной работы чем-то походит на легкоатлетическую эстафету. Только если в королеве спорта четыре спортсмена бегут с одной палочкой, то в спорте номер один тренеры передают друг другу куда большее количество игроков. И хороший финиш последнего бегуна напрямую зависит от того, сколько палочек смог удержать его предшественник – как бы не пришлось потом возвращаться и подбирать.
У нас и в самом деле много талантливых ребятишек. Играют на чем угодно – от асфальта до песка, от 4х4 метра до огромных полей. У нас почему футзал был всегда впереди футбола – да потому что на улице оснащаешься технически, а никак не физически. А ведь у некоторых футболистов все только улицей, по большому счету, и ограничивалось.
Футбольное образование – это не умение коллективно пинать мяч для доставки его в ворота. Это самая настоящая школа. И не только футбола. В ведущих футбольных академиях Европы ребятишкам преподают не только Игру, но и общеобразовательные предметы – географию, историю, литературу. Чтобы у родителей, которые решают отдать чадо на футбол, была гарантия того, что если он вдруг получит несовместимую с дальнейшей карьерой спортсмена травму, то сможет за счет тех базовых знаний элементарных предметов, поступить в высшее учебное заведение. У родителей не возникает выбора: учеба или футбол. Там разделительный союз превращается в соединительный. Конечно, футболу уделяется больше внимания, но и учеба не остается на обочине.
Нам тоже нужны такие школы, тем более, что большинство наших учителей получают не такую высокую зарплату. Вот и берут взятки. Помните, как у Шекспира в «Ромео и Джульетте» - «я бедности твоей плачу – не воле»? Так какой педагог откажется работать честно за хорошие деньги – и какая ему разница, в какой школе? Зато выбор между волей и бедностью у него уже будет отсутствовать.
Причем, вместе с отбором детишек следует проводить и отбор учителей. Кастинг такой. За плохие оценки лишать учеников возможности тренироваться на протяжении двух-трех дней, а не тупо ставить в угол при всем классе или выгонять из кабинета, чтобы шлялся незнамо где. Получил, например, двойку по географии – на поле не выйдешь.
Может, над этим тоже стоит задуматься нашим бизнесменам? Футбольная школа в самом прямом понятии этого слова, наверное, все же лучше, чем дом свадеб напротив кладбища, который недавно соорудили прямо около нашей редакции. Этот вид из окна нас сопровождает каждый день.
Впрочем, что-то меня понесло…
